Независимый партнер компании «Центр-Регион»

Приобрести пластины КФС Кольцова

Вы сможете со склада в Днепропетровске

(056) 785-38-67

(067) 563-95-37

(050) 552-31-83

«ЭВОхлорофилл» и фотодинамическая терапия

Фотодинамическая терапия – новый, но уже отлично зарекомендовавший себя способ лечения некоторых видов рака – активно развивается во многих странах мира с конца семидесятых годов прошлого века. В феврале нынешнего года исполнилось десять лет, как началось клиническое применение этого метода в России. На вопросы кандидата физико-математических наук Е. Лозовской отвечает руководитель отделения лазерной онкологии и фотодинамической терапии Государственного научного центра лазерной медицины Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор Е. Ф. Странадко.

  

Фотодинамическая терапия – новый, но уже отлично зарекомендовавший себя способ лечения некоторых видов рака – активно развивается во многих странах мира с конца семидесятых годов прошлого века. В феврале нынешнего года исполнилось десять лет, как началось клиническое применение этого метода в России. На вопросы кандидата физико-математических наук Е. Лозовской отвечает руководитель отделения лазерной онкологии и фотодинамической терапии Государственного научного центра лазерной медицины Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор Е. Ф. Странадко.

 

- Евгений Филиппович, расскажите, пожалуйста, на чем основан метод фотодинамической терапии? Судя по названию, лечение связано со светом?

 

- Этот метод основан на том, что опухолевые клетки разрушаются под действием активных форм кислорода, которые образуются в фотохимической реакции. Поэтому свет и в самом деле необходимый компонент фотодинамической терапии. Только свет определенных длин волн, а именно красный, способен проникать в живые ткани (длина волны 662 нм). Чтобы повысить чувствительность тканей к красному свету, нужен фотосенсибилизатор (это вещества, которые способны «усиливать» действие света, а точнее, передавать его энергию другим веществам и тем самым запускать цепочку самых разных физических и химических процессов) – второй компонент фотохимической реакции. Причем такой сенсибилизатор, который способен избирательно накапливаться в опухолевых клетках. Третий необходимый компонент, без которого лечебный эффект невозможен, – это кислород, всегда присутствующий в живых организмах. Фотосенсибилизатор переносит энергию света на кислород, благодаря чему последний переходит в так называемое синглетное состояние. Синглетный кислород химически очень активен: он окисляет белки и другие биомолекулы и тем самым разрушает внутренние структуры опухолевой клетки. Клетка становится нежизнеспособной, и ее «съедают» фагоциты – «санитары» организма.

Стоит сказать, что кроме прямого уничтожения раковых клеток есть еще один важный эффект: фотодинамическая терапия вызывает повреждение кровеносных сосудов внутри опухоли, которые питают ее и доставляют кислород. А без питательных веществ опухоль, образно говоря, начинает погибать от голода. Таким образом, атака идет с двух сторон – разрушение клетки изнутри и «голодная блокада» снаружи.

 

- Как давно существует этот метод?

 

- Первый сеанс фотодинамической терапии был проведен почти сто лет назад, в 1903 году в Германии профессором Мюнхенского университета Г. Таппайнером и его коллегами. Тогда же был введен и термин «фотодинамическое действие». А началось все с того, что в 1897 году студент этого же университета Оскар Рааб обнаружил, что микроорганизмы, помещенные в раствор красителя акридинового оранжевого, гибнут на солнечном свету. Потом оказалось, что фототоксическим действием обладают и некоторые другие вещества, в частности эозин, ярко-розовый флуоресцирующий краситель. Первых пациентов с базальноклеточным раком кожи лица лечили так: пораженные места просто смазывали раствором эозина и затем облучали светом дуговой лампы.

Несмотря на успех этих опытов, метод развивался крайне медленно. По-настоящему интерес к фотодинамической терапии вспыхнул только в конце семидесятых годов, когда американский ученый Т. Догерти опубликовал впечатляющие результаты клинического применения этого метода. Догерти облучал пациентов светом лазера на красителях и использовал в качестве фотосенсибилизатора препарат на основе гематопорфирина, позднее получивший название «фотофрин».

 

- Когда началось развитие фотодинамической терапии в России?

 

- С конца восьмидесятых годов. Главным инициатором этого выступил член-корреспондент Российской академии медицинских наук, профессор О. К. Скобелкин. Зарубежный фотофрин был очень дорог, требовались доступные отечественные сенсибилизаторы. Российским аналогом фотофрина стал фотогем, созданный под руководством профессора А. Ф. Миронова в Московской академии тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова. Десять лет назад, в феврале 1992 года, этот препарат был впервые применен для лечения рака. Сейчас фотогем разрешен Министерством здравоохранения РФ для широкого клинического использования. Позднее появились и другие отечественные препараты. Постоянно идет поиск новых соединений, и основные критерии отбора – это высокая степень избирательности по отношению к злокачественным тканям, поглощение в красной области спектра и быстрое выведение из организма.

 

- А почему фотосенсибилизатор накапливается именно в опухолевых клетках? С чем это связано?

 

- В фотодинамической терапии применяют в основном фотосенсибилизаторы из группы порфиринов. Еще в двадцатые годы было показано, что гематопорфирин, который, кстати, сам по себе присутствует в живом организме, имеет повышенное сродство к раковым клеткам. Почему это происходит, до сих пор до конца неясно, но есть данные, что порфирины связываются с сывороточными белками, в том числе с липопротеинами низкой плотности. А опухолевые клетки содержат большое количество особых рецепторов, к которым прикрепляются липопротеины. Поэтому фотосенсибилизаторы в комплексе с липопротеинами скапливаются на цитоплазматических мембранах клетки и мембранах внутриклеточных органелл: митохондрий, лизосом, ядра.

 

- Какие виды рака лучше всего поддаются фотодинамической терапии?

 

- Конечно, чаще всего мы применяем этот метод для лечения рака кожи и слизистых оболочек. Фотодинамическая терапия просто незаменима в тех случаях, когда опухоль расположена в «неудобных» местах: на губе, в полости рта, на веке, на ушных раковинах. Хирургическая операция в таких случаях ведет к серьезным косметическим дефектам и функциональным ограничениям. А методом фотодинамической терапии удается убрать такую опухоль без хирургического вмешательства.

По мере развития метода и накопления опыта мы начали применять фотодинамическую терапию и для лечения рака внутренних органов. Чтобы подвести свет к опухоли, используют эндоскоп – прибор, который очень широко применяется в современной медицине. Он позволяет нам добраться до опухолей, расположенных в желудке, пищеводе, трахее и крупных бронхах. Благодаря эндоскопической технике можно применять фотодинамическую терапию в гинекологии и при раке мочевого пузыря. Есть технические приемы, которые позволяют подвести свет к нужному месту пункционно, то есть через прокол. Этот способ используют при раке молочной железы. В последние годы стали отрабатывать технологию для поджелудочной железы, большого дуоденального сосочка, общего желчного протока и даже для внутрипеченочных протоков. Это те случаи, где хирургическая операция трудновыполнима, даже если опухоль небольшая.

 

- Что собой представляет сама лечебная процедура?

 

- Пациенту вводят раствор фотосенсибилизатора,  внутривенно или перорально. Чтобы сенсибилизатор накопился в опухоли, требуется некоторое время – от нескольких часов до двух-трех недель. Затем опухоль облучают светом, обычно в течение нескольких минут. Далее начинается процесс рассасывания опухоли – он продолжается 2-3 недели. Большинству больных достаточно 5-6 сеансов, хотя в запущенных случаях через некоторое время лечение приходится повторять.

 

- Каковы основные преимущества фотодинамической терапии перед традиционными методами лечения рака?

 

- Прежде всего, локальность воздействия. Она обеспечивается тем, что, во-первых, сенсибилизатор накапливается избирательно, в опухоли. Во-вторых, мы направляем свет только на пораженный участок. Этим фотодинамическая терапия выгодно отличается от традиционных методов лечения рака.

Другой плюс – косметический. После фотодинамической терапии на коже остается лишь нежный рубец практически того же цвета, что и окружающие ткани, иногда с легкой пигментацией. Это исключительно важно для пациентов с опухолями на открытых участках тела.

 

- При химиотерапии раковые клетки со временем приобретают устойчивость к препаратам, подавляющим их рост. Не происходит ли что-то подобное при фотодинамической терапии?

 

- Если подходить с позиций логики, то устойчивости опухолей к фотодинамической терапии возникать не должно, потому что разрушающим фактором является кислород – только в более активном, чем обычно, состоянии. А кислород нужен всем живым клеткам – и нормальным и раковым. Поэтому клетка не может выработать устойчивость к кислороду – тем самым она обречет себя на вымирание. Есть и еще один аргумент: при фотодинамической терапии нет мутагенного действия, то есть она не вызывает генетических изменений в клетках. А механизм появления опухолевых штаммов, устойчивых к химическим препаратам, связан именно с мутациями.

В клинической практике, по нашему опыту, до десяти повторных сеансов с одним и тем же фотосенсибилизатором не вызывали привыкания.

 

- Каковы дальнейшие перспективы развития этого метода? Применяют ли его при других, не раковых заболеваниях?

 

- Да, безусловно. В течение последнего десятилетия, после того как фотодинамическая терапия завоевала прочные позиции в онкологии, ее начали активно применять и при других болезнях. Я не буду перечислять их все – список займет целую страницу, скажу лишь о наиболее интересных результатах.

Один из примеров – использование метода в офтальмологии, при возрастной дегенерации желтого пятна, которая нередко возникает у людей старше 50 лет. Начавшись, этот процесс прогрессирует, снижая остроту зрения. В области желтого пятна, где расположены зрительные анализаторы, развивается сеть мелких кровеносных сосудов. В результате нормальные здоровые ткани замещаются более плотными, фиброзными, не пропускающими света. На начальных этапах, которые тянутся годами, удается остановить процесс. Уже сотни людей пролечены этим методом за рубежом. К сожалению, у нас в стране офтальмологи пока не взяли его на вооружение. Зато мы совместно с МНТЦ «Микрохирургия глаза» использовали фотодинамическую терапию для профилактики помутнения пересаженной роговицы. Пересадка роговицы – это основной способ устранения ожогового бельма на глазу. Такая травма, как правило, результат несчастного случая, и страдают молодые люди. Но после пересадки в роговице может развиться патологическая капиллярная сеть, и тогда наступает рецидив слепоты. Вовремя проведенный сеанс фотодинамической терапии помогает избежать осложнений.

Другой пример – лечение атеросклероза. Атеросклеротические бляшки, как и опухолевые клетки, способны накапливать некоторые фотосенсибилизаторы. Поэтому фотодинамическую терапию начали применять для устранения бляшек в крупных артериальных сосудах, куда можно ввести световод. Эта процедура гораздо проще и дешевле, чем операция аортокоронарного шунтирования и другие аналогичные операции, а эффект тот же.

Недавно мы начали интенсивно использовать фотодинамическую терапию для лечения длительно незаживающих гнойных ран и трофических язв. Местное применение фотосенсибилизатора и облучения светом приводит к быстрому заживлению ран. Разумеется, сначала были проведены эксперименты на культурах патогенных микробов, часто встречающихся в гнойных ранах. Под действием света количество микроорганизмов, предварительно инкубированных в растворе сенсибилизатора, уменьшалось в сотни и тысячи раз. И что, быть может, самое главное – при фотодинамическом воздействии погибают и те штаммы бактерий, у которых выработалась устойчивость к антибиотикам.

Есть и другие перспективы, например, лечение ревматоидных артритов, поскольку патологические ткани, образующиеся в суставах при артрите, тоже способны накапливать сенсибилизатор.

С появлением новых эффективных фотосенсибилизаторов возможности применения метода станут еще шире. Кстати, многие ученые считают, что по значению для человечества изобретение фотодинамической терапии можно сравнить с открытием антибиотиков.

 

 

 

У ВАС ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕШИТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ, БЛАГОДАРЯ ЛИНИИ «ЭВОХЛОРОФИЛЛ». ВОДОРАСТВОРИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ХЛОРОФИЛЛА ДЕЙСТВУЕТ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИНЦИПУ ФОТОСИНТЕЗА В РАСТЕНИЯХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ, ИЛИ ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ, НО В ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ ДОЗИРОВКАХ.

Преимущество растительных лекарственных веществ перед химически­ми состоит в том, что первые образуются в живой клетке. Препараты, по­лученные химическим путем грубо ломают всю систему биохимических реакций клеток организма человека.

По своей структуре и составу «ЭВОхлорофилл» близок гемоглобину кро­ви человека, что позволяет ему быть «своим» в организме.

При попадании в кровь ВЭХ проникает вглубь больной клетки, в виру­сы, гельминты, бактерии, активизируется под воздействием солнечной энергии, собственного тепла или специальных светодиодных приборов и выделяет синглетный кислород, который является мощнейшим окис­лителем и «очистителем» организма.

ВЭХ практически моментально с потоком крови приносит в каждую клетку кислород и легко усвояемый набор углеводов, витаминов и ами­нокислот. Это позволяет за несколько минут начать процесс детоксика­ции и выведения из организма токсичных веществ.

Своевременное использование профилактических возможностей «ЭВОхлорофилл» дает шанс многим людям на полное выздоровление или значительное улучшение состояния здоровья.